Категория 16 "Сборы при расторжении (изменении условий) договора перевозки"

Категория определяет для заданных условий расторжения (возврата) / изменения договора перевозки (обмена) билета правила взимания сборов при операциях возврата / обмена билета, правила расчета возвращаемой суммы, правила тарификации вновь бронируемых участков при обмене. К условиям возврата / обмена относятся тип операции (добровольный / вынужденный), место проведения операции, состояние билета, причина операции и т.д.

Для совместимости с данными ЦРТ категория состоит из четырех подкатегорий.

Пример окна для ввода и редактирования категории 16 представлен на рисунке.

Описание полей формы "Категория 16"

Описание общих параметров записи см. ввод и редактирование категории. Если в карточке описания категории 16 заполнены только обязательные поля, а остальные пусты, это значит, что по данному варианту категории при вынужденном/добровольном обмене/возврате сборы не взимаются.

Категория - номер подкатегории (если не заполнено, обязательно заполняются поля Добровольный или Вынужденный), если заполнено, поля Добровольный, Вынужденный и Возврат заполняются автоматически в соответствии с номером подкатегории. Значение выбирается из выпадающего списка.

Вариант - код варианта категории (любая буквенно-цифровая последовательность)

Переопределение дат - (параметр отсутствует в ЦРТ) ссылка на таблицу переопределения дат. Указывается код авиакомпании, для которой заводится категория, и номер варианта таблицы "Переопределение дат".

Поиск указанного варианта таблицы "Переопределение дат" осуществляется перед проверкой условий варианта категории.

Если указанная таблица найдена, анализируются данные в этой таблице. Если даты полета, бронирования и оформления билета не соответствуют датам, указанным в найденной таблице 994, то условия категории не проверяются (что аналогично ситуации отсутствия варианта категории в строчной логике).

Если указанная таблица не найдена (не заведена или период, указанный в полях "Период продаж" и "Период действия" таблицы, не соответствуют условиям бронирования и продажи), то условия категории также не проверяются.

Запрет применения - проставленный флажок означает, что выполнение операции, указанной в данном варианте категории, не разрешается (при этом система сообщает "Билет обмену/возврату не подлежит"). Прежде чем проанализировать данный параметр, проверяется, соответствуют ли условия, приведенные в данной категории, условиям выполнения операции. Проверяются следующие параметры категории: Пункт, Билет, Период времени, Срок, Случаи обмена/возврата, Не взимается при, Ручная оценка. Если значения всех перечисленных параметров удовлетворяют условиям выполнения операции (т.е. данный вариант категории применим), параметр анализируется. Если хотя бы одно условие не выполняется, данный вариант категории не применяется

Добровольный - проставленный флажок означает, что правила данного варианта категории применяются при добровольном обмене/возврате, если не проставлен, то не применяются

Вынужденный - проставленный флажок означает, что правила данного варианта категории применяются при вынужденном обмене/возврате, если не проставлен, то не применяются

Возврат - проставленный флажок означает, что данная категория применяется для возврата, в противном случае - для обмена (если флажок проставлен, не заполняется поле Макс. количество)

Ограничения на билете - (параметр отсутствует в ЦРТ) определяет запрещенные операции (возврат/обмен билета) и ответы системы при попытке их сделать (поле заполняется при загрузке обменного файла из АТРСО):
В - билет невозвращаемый и изменения запрещены - обмен и возврат запрещены, при попытке выполнить эти операции система выдает сообщение "Билет обмену/возврату не подлежит"
И - изменения запрещены - запрещено изменение условий договора перевозки, кроме изменения фамилии, при попытке выполнить эту операцию система выдает сообщение "Билет обмену не подлежит"
Б - билет невозвращаемый - возврат билета запрещен, при попытке выполнить эту операцию система выдает сообщение "Билет возврату не подлежит"

Пункт - признак, указывающий на применение правил данного варианта категории в определенном пункте маршрута перевозки (пункт маршрута перевозки сравнивается с кодом города пульта, с которого производится операция обмена / возврата):
(1) пункт отправления (первый пункт ценовой единицы) - вариант категории применяется, если операция производится на любом сегменте с пульта, который находится в городе отправления
(2) пункт пересадки (не первый пункт ценовой единицы) - вариант категории применяется, если операция производится на любом сегменте с пульта, который находится в одном из пунктов пересадки (в том числе и поворотный пункт)
(3) поворотный пункт (первый участок тарифного компонента в направлении "обратно" - inbound) - вариант категории применяется, если операция производится на любом сегменте с пульта, который находится в поворотном пункте
(4) пункт промежуточной посадки - (параметр отсутствует в ЦРТ) не поддерживается, штраф ручной
Пусто - правила варианта категории применяются независимо от места проведения операции

Билет - признак, указывающий на применение правил данного варианта категории к состоянию билета:
(1) неиспользованный - по неиспользованному билету (все участки комбинации не использованы)
(2) частично использованный - по частично использованному билету
Пусто - правила варианта категории применяются при выполнении операции обмена / возврата независимо от состояния билета

Срок - область предназначена для указания применения варианта категории ко времени выполнения операции. Расчет времени наступления взимания сборов производится по-разному для значений "сутки" и "часы":
Часы - расчет ведется строго относительно времени вылета
Сутки - расчет ведется по алгоритму: из даты вылета вычитается количество суток. Ранний срок - 00:00 полученной даты, поздний срок - 23:59 полученной даты

Период времени - признак, указывающий на применение правил данного варианта категории ко времени выполнения операции (расчет производится относительно времени вылета сегмента). Время и дата выполнения операции возврата или обмена определяются моментом возврата места. Если возвращаемый участок имеет статус ХХ, то берется время и дата выполнения операции ХХ. Если операция ХХ не выполнялась, берется момент выполнения АП / ПО. Значение можно выбрать из выпадающего списка (параметры 5,6,7,8,9 отсутствуют в ЦРТ)

Ранний - самый ранний срок до отправления воздушного судна, когда применяются условия данной категории, числовое значение в диапазоне 1 - 999; и единица времени, в которой установлено значение (часы/сутки), оба подполя заполняются одновременно

Поздний - самый поздний срок до отправления воздушного судна, когда применяются условия данной категории, числовое значение в диапазоне 1 - 999; и единица времени, в которой установлено значение (часы/сутки), оба подполя заполняются одновременно

Макс. количество - максимальное количество разрешенных изменений условий договора перевозки (числовое значение в диапазоне 0 - 9); если указанное количество изменений будет превышено, система выдаст реплику "Билет обмену не подлежит"
Внимание! Поле Макс. количество заполняется, если разрешается выполнение операции (флажок Запрет применения не проставлен), и если не проставлен флажок Возврат. Если поле не заполнено, разрешается неограниченное количество изменений условий договора перевозки. Вынужденные и добровольные изменения условий договора перевозки считаются вместе.

Случаи обмена/возврата - признак, указывающий, в каких случаях добровольного изменения условий договора перевозки применяются условия данной категории:
ИФ - изменение ФИО (в настоящее время не анализируется)
ПМ - переоформление маршрута (обмен всего маршрута, всей ценовой единицы)
ПР - переоформление на более раннюю дату/время (только при обмене с учетом времени)
ПП - переоформление на более позднюю дату/время (только при обмене с учетом времени)
НР - (параметр отсутствует в ЦРТ) неявка на рейс (при возврате/обмене после вылета рейса)
СВ - (параметр отсутствует в ЦРТ) сборы при возврате (только при возврате), не указывается, если не установлен переключатель Возврат
ОМ - (параметр отсутствует в ЦРТ) отсутствие места (в настоящее время не обрабатывается)
ИБ - (параметр отсутствует в ЦРТ) изменение билета (всегда при обмене)
УБ - утерянный билет (в настоящее время не обрабатывается)
БП - (параметр отсутствует в ЦРТ) без переоформления (в настоящее время не проверяется)
ВБ - (параметр отсутствует в ЦРТ) возврат билета (всегда при возврате)
СП - спонсор (возврат/обмен РТА - билет не оформлен)

Сбор не взимается при - указываются случаи, когда сбор не взимается
ПД - переоформление на более раннюю дату (только при обмене)
ДТ - доплата до более дорогого тарифа (только при обмене)
СП - (параметр отсутствует в ЦРТ) смерть пассажира
БП - (параметр отсутствует в ЦРТ) болезнь пассажира
СЧ - (параметр отсутствует в ЦРТ) смерть члена семьи пассажира
БЧ - (параметр отсутствует в ЦРТ) болезнь члена семьи пассажира
ИР - (параметр отсутствует в ЦРТ) изменение в расписании (учитывается любое изменение в расписании, без учета типа возврата, указанного при внесении признака задержки рейда)
ОБ - (параметр отсутствует в ЦРТ) обновление билета (в настоящее время не используется)

Доплата - информация этой области в настоящее время не обрабатывается. Поля могут быть заполнены для информации кассиру, как брать доплату по данному УПТ

Расчет - признак, указывающий, как производится доплата (при обмене, параметры 5,6 отсутствуют в ЦРТ); или признак, указывающий, как производится расчет возвращаемой суммы (при возврате, параметры 4,5,6 отсутствуют в ЦРТ)

Класс - (параметр отсутствует в ЦРТ) код класса/подкласса для поиска тарифа для расчета доплаты (заполняется, если в поле Расчет указано значение 6)

КБТ - код базового тарифа, который применяется при расчете доплаты при обмене/суммы для возврата (заполняется, если в поле Расчет указано значение 4). Во втором подполе указывается, на какую дату рассчитывается тариф (значение можно выбрать из выпадающего списка, параметр отсутствует в ЦРТ):
(1) На дату начала перевозки - тариф рассчитывается на дату вылета первого участка ценовой единицы и на дату продажи первого участка ценовой единицы
(2) На дату изменения - тариф рассчитывается на текущую дату (дата вылета и дата продажи - на момент сдачи места, т.е. если код статуса сегмента ХХ, то дата выполнения операции ХХ, иначе дата выполнения операции ПО / АП)
(3) На дату оформления - тариф рассчитывается на дату вылета и дату продажи в соответствии со значением, указанным в поле Расчет тарифа. Например, в поле Расчет тарифа указано значение С - сбор рассчитывается от величины тарифа данного участка. За дату вылета принимается дата вылета данного участка, за дату продажи - дата оформления данного участка
(4) Текущий на дату начала перевозки - тариф рассчитывается на дату вылета первого участка ценовой единицы, в качестве даты продажи принимается момент сдачи места, т.е. если код статуса сегмента ХХ, то дата выполнения операции ХХ, иначе дата выполнения операции ПО / АП
(5) Текущий на дату оформления - тариф рассчитывается на дату вылета в соответствии со значением, указанным в поле Расчет тарифа. Например, в поле Расчет тарифа указано значение С - сбор рассчитывается от величины тарифа данного участка. За дату вылета принимается дата вылета данного участка. В качестве даты продажи принимается момент сдачи места, т.е. если код статуса сегмента ХХ, то дата выполнения операции ХХ, иначе дата выполнения операции ПО / АП

Сборы - информация этой области относится к расчету сборов (штрафных санкций), установленных авиакомпанией на обмен/возврат

Сумма1 - величина сбора в абсолютном выражении в первой валюте (числовое значение в диапазоне 0.01 - 999999.99 и код первой валюты)

Сумма2 - (параметр отсутствует в ЦРТ) величина сбора в абсолютном выражении во второй валюте (числовое значение в диапазоне 0.01 - 999999.99 и код второй валюты)

При расчете выбирается значение сбора в валюте оплаты. Если валюта оплаты (валюта пульта) не совпадает с указанными в полях Сумма1 / Сумма2, то берется величина сбора из поля Сумма1 переводится в валюту оплаты. Поля Сумма1 и Сумма2 не заполняются, если выполнение операции запрещено (проставлен флажок Запрет применения), или если заполнено поле Процент

Расчет суммы - определяет, каким образом рассчитывается сумма, указанная в абсолютном выражении:
(С) Сегмент - взимается указанная сумма (также устанавливается по умолчанию)
(К) Тарифный компонент - взимается указанная сумма, умноженная на количество сегментов в тарифном компоненте
(Ц) Ценовая единица - взимается указанная сумма, умноженная на количество сегментов в ценовой единице

Процент - величина сбора в процентном отношении (не заполняется, если заполнено поле Сумма)

Расчет - признак, указывающий, от какого тарифа производится расчет сбора (не заполняется, если не заполнено поле Процент), если не заполнено, расчет производится от оплаченного тарифа, здесь не указывается значение (2), если в полях Пункт и Билет указано значение 1 (параметры 5,6 отсутствуют в ЦРТ)

Класс - (параметр отсутствует в ЦРТ) код класса/подкласса, от тарифа в котором рассчитывается сбор (заполняется, если в поле Расчет указано значение 6)

КБТ - код базового тарифа, от которого рассчитывается величина сбора (заполняется, если в поле Расчет указано значение 4). Во втором подполе указывается, на какую дату рассчитывается тариф (значение можно выбрать из выпадающего списка):
(1) На дату начала перевозки - тариф рассчитывается на дату вылета первого участка ценовой единицы и на дату продажи первого участка ценовой единицы
(2) На дату изменения - тариф рассчитывается на текущую дату (дата вылета и дата продажи - на момент сдачи места, т.е. если код статуса сегмента ХХ, то дата выполнения операции ХХ, иначе дата выполнения операции ПО / АП)
(3) На дату оформления - (параметр отсутствует в ЦРТ) тариф рассчитывается на дату вылета и дату продажи в соответствии со значением, указанным в поле Расчет тарифа. Например, в поле Расчет тарифа указано значение С - сбор рассчитывается от величины тарифа данного участка. За дату вылета принимается дата вылета данного участка, за дату продажи - дата оформления данного участка
(4) Текущий на дату начала перевозки - (параметр отсутствует в ЦРТ) тариф рассчитывается на дату вылета первого участка ценовой единицы, в качестве даты продажи принимается момент сдачи места, т.е. если код статуса сегмента ХХ, то дата выполнения операции ХХ, иначе дата выполнения операции ПО / АП
(5) Текущий на дату оформления - (параметр отсутствует в ЦРТ) тариф рассчитывается на дату вылета в соответствии со значением, указанным в поле Расчет тарифа. Например, в поле Расчет тарифа указано значение С - сбор рассчитывается от величины тарифа данного участка. За дату вылета принимается дата вылета данного участка. В качестве даты продажи принимается момент сдачи места, т.е. если код статуса сегмента ХХ, то дата выполнения операции ХХ, иначе дата выполнения операции ПО / АП

Выбор Б/М - (параметр отсутствует в ЦРТ) признак, указывающий, какая величина сбора берется, в зависимости от полей Сумма1/Сумма2 или Процент:
Б - выбирается большее значение из указанных в полях Сумма1/Сумма2 или Процент
М - выбирается меньшее значение из указанных в полях Сумма1/Сумма2 или Процент
Пусто - величина сбора берется в соответствии с значениями в полях Сумма1/Сумма2 или Процент, поля Сумма1/Сумма2 и Процент не должны быть заполнены одновременно

Расчет времени - (параметр отсутствует в ЦРТ) условия взимания сборов, установленных авиакомпанией за обмен / возврат, берутся из УПТ тарифа, в соответствии с которым осуществлялась тарификация перевозки. В зависимости от значений, установленных в данном поле, и сроками, установленными в полях Ранний и Поздний, определяется период времени взимания сбора. Если время проведения операции попадает в данный период, сбор взимается в соответствии с установленными условиями:
(Б) бывший режим (старый) - для тарифа "туда-обратно" расчет периода производится относительно времени вылета первого участка ценовой единицы; для остальных тарифов расчет сроков производится относительно времени вылета первого участка тарифного компонента (при этом поле Расчет штрафа не анализируется и считается равным 3), если указывается, в поле Расчет тарифа тоже должно быть указано Б
(С) сегмент - расчет периода производится относительно времени вылета возвращаемого участка
(К) тарифный компонент - расчет периода производится относительно времени вылета первого участка тарифного компонента, к которому принадлежит возвращаемый участок
(Е) ценовая единица - расчет периода производится относительно времени вылета первого участка ценовой единицы, к которой принадлежит возвращаемый участок

Расчет тарифа - (параметр отсутствует в ЦРТ) определяет величину тарифа, от которого рассчитывается сбор:
(Б) бывший режим (старый) - для тарифа "туда-обратно" сбор рассчитывается от величины тарифа ценовой единицы, включающей возвращаемый участок; для остальных тарифов сбор рассчитывается от величины тарифного компонента, включающего возвращаемый участок (при этом поле Расчет штрафа не анализируется и считается равным 3), если указывается, в поле Расчет времени тоже должно быть указано Б
(С) сегмент - сбор рассчитывается от величины тарифа возвращаемого участка
(К) тарифный компонент - сбор рассчитывается от величины тарифного компонента, включающего возвращаемый участок
(Е) ценовая единица - сбор рассчитывается от величины ценовой единицы, включающей возвращаемый участок

Переоформление - (параметр отсутствует в ЦРТ) перепечатка не обмениваемых участков маршрута с теми же значениями тарифов (порядок переоформления каждого сбора определяется условиями применения сбора при выполнении операции переоформления определяется в картотеке "Сборы"). При обмене перевозки, оформленной на бланке ТКП, всегда осуществляется переоформление комбинации ценовой единицы, т.е. в этом случае поле не анализируется. При обмене перевозки, оформленной на бланке авиакомпании, значения поля следующие:
(0) Сегмент - сегмента (участка)
(1) ТК - тарифного компонента
(2) ТК+ - всех тарифных компонентов, начиная с этого и до конца ценовой единицы
(3) ЦЕ - ценовой единицы
(4) ЦЕ+ - в этой ценовой единицы до конца комбинации
(5) Комбинация - комбинации
(6) Комбинация+ - с данной комбинации до конца маршрута

Переоценка - (параметр отсутствует в ЦРТ) перепечатка не обмениваемых участков маршрута с текущими значениями тарифов (порядок переоформления каждого сбора определяется условиями применения сбора при выполнении операции переоформления определяется в картотеке "Сборы"). Это поле имеет приоритет над полем Переоформление, т.е. обмениваемый участок всегда переоценивается. Значение выбирается из выпадающего списка:
(0) Сегмент - сегмента (участка), никакие другие участки, кроме обмениваемых, не переоцениваются
(1) ТК - тарифного компонента
(2) ТК+ - всех тарифных компонентов, начиная с этого и до конца ценовой единицы
(3) ЦЕ - ценовой единицы
(4) ЦЕ+ - в этой ценовой единицы до конца комбинации
(5) Комбинация - комбинации
(6) Комбинация+ - с данной комбинации до конца маршрута
Внимание! Если в полях Переоценка и Переоформление разные значения, приоритет будет иметь значение в поле Переоформление.

Расчет штрафа - (параметр отсутствует в ЦРТ) расчет штрафа (сбора):
(0) Сегмент - сбор рассчитывается для сегмента (для каждого возвращаемого/ обмениваемого участка)
(1) ТК - сбор рассчитывается для тарифного компонента (только для первого возвращаемого/ обмениваемого участка каждого тарифного компонента)
(3) ЦЕ - сбор рассчитывается для ценовой единицы (только для первого возвращаемого/ обмениваемого участка каждой ценовой единицы)
(7) На однонаправленный маршрут - сбор рассчитывается для однонаправленного тарифа (OW), аналог значения (1) ТК
(8) На маршрут туда и обратно - сбор рассчитывается для тарифа "туда-обратно" (RT) целиком, аналог значения (3) ЦЕ
(9) На билет - сбор рассчитывается для всего билета
(Н) На направление - сбор рассчитывается для всего направления (т.е. участки ценовой единицы до/после поворотного пункта)
Внимание! По умолчанию или при загрузке 16 категории из обменного файла ЦРТ в полях Расчет времени, Расчет тарифа, Переоформление, Переоценка, Расчет штрафа автоматически устанавливаются соответственно следующие значения "Б", "Б", "0", "0", "0". Если в полях Расчет времени и Расчет тарифа указано Б (бывший режим), то поле Расчет штрафа не анализируется, принимается равным 3. Нельзя использовать совместно букву "Б" с обозначениями "С", "Е" или "К".

Ручная оценка - признак автоматической/ручной тарификации: флажок проставлен - полуавтоматическая/ ручная оценка по тарифу с данным УПТ, флажок не проставлен - автоматическая оценка по тарифу с данным УПТ (по умолчанию не проставлен)

Текст - дополнительная информация, которая не может быть формализована. При помощи полей "Авиакомпания" и "Вариант" можно указать ссылку на таблицу "Свободный текст". Указывается код авиакомпании (или ### для общей таблицы) и номер соответствующего варианта таблицы 996. Нельзя одновременно вводить текст и указывать ссылку на таблицу 996.